dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Советские инженеры

Давно заметил, что если в какой-нибудь брошюре или журнале начала 20-хх фигурирует имя советского молодого или не очень инженера, скорее всего он попадет под молот сталинских репрессий 30-хх.

Эту тенденцию я отметил еще когда просматривал журналы Радио.

Сейчас мне стала интересна история создания автомобилей. Прежде всего в США, ну и в России-СССР само собой тоже.

И вот натыкаюсь. "Первый советский легковой автомобиль был разработан в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Андреевича Шарапова. Выпускался малой серией в Москве на Государственном автомобильном заводе № 4 «Спартак»."




Ура! И тут же знакомое предчувствие заставило проследить судьбу этого талантливого молодго инженера.
Так и есть. Читаем:

"23 апреля 1938 года Шарапов был арестован по обвинению в «передаче чертежей гражданину Греции», вскоре осужден и отправлен отбывать наказание на автобазу в Магадан. Через некоторое время лагерное руководство нашло возможность использовать инженерный опыт Константина Андреевича. В компании таких же, как он, репрессированных специалистов Шарапов выполнял различные технические задания: это разработка угольного газогенератора для грузовика ЗИС-5, конвертирование авиамотора АМ-34 для установки на торпедный катер. В годы войны Шарапов по собственной инициативе сконструировал авиационный дизель мощностью 2000 л.с. После этого Константина Андреевича перевели в организованную на авиазаводе №16 в Казани «шарашку» и назначили главным конструктором ОКБ. 
После войны Шарапова отправили на авиазавод №36 в Рыбинск, назначили первым заместителем главного конструктора ОКБ-36-II и поручили разработку «объекта 24» — турбореактивного двигателя. По окончании этой работы в августе 1948 года он был освобожден и вскоре назначен заместителем главного инженера Кутаисского автосборочного предприятия.
Казалось, все испытания позади, однако 19 января 1949 года Шарапова вновь арестовали и сослали в Енисейск Красноярского края. Там он заведовал гаражом «Аэродромспецстроя», водил грузовик. Лишь после смерти Сталина в 1953 году Константин Андреевич был освобожден и полностью реабилитирован."

Ну слава богу, что не расстреляли.

А вот Директору Горьковского автозавода С. С. Дьяконову, на котором была создана знаменитая Эмка, повезло меньше. Его расстреляли. Когда он уже арестванный садился в нквдшный автозак (ГАЗ-М1), он усмехнулся, мол его везут в тюрьму на автомобиле, который создал его завод...

Вобщем-то таких примеров можно приводить много. Очень много. И в авиастроении, и в радио, и в паровозостроении, и в ... да практически в любой области. Хоть в биологии, хоть в математике, хоть в спорте.

Это все к вопросу о том, что мол Сталин "почистил" страну от троцкистов-бухаринцев, "старых большевиков" и прочей "пятой колонны". Зато при нем индустриализация СССР рванула вперед семимильными шагами. Вот только непонятно, зачем было убивать и репрессировать вот именно тех, кто эту самую индустриализацию творил и создавал. То есть это вот те самые инженеры, ученые, квалифицированные рабочие заводов, организаторы крупных производств, которыми все с нуля практически сумели организовать и построить те самые заводы, давшие стране все эти автомобили, танки, самолеты и прочую технику.

И кто-то будет еще говорить о том, что Сталин "эффективный менеджер"? Ну у кого совести или мозгов нет, (а как правило ни того ни другого) тот да, будет.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments