dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Эдвард Батлер и его "трицикл"

Просматривая журналы Scientific American за 80-е годы позапрошлого века, я обратил внимание на статью "A Petroleum Motor Tricycle" с фотографией человека, управляющего "самобеглой коляской".

Этим человеком оказался английский инженер, создавший первый в Мире автомобиль с использованием двигателя внутреннего сгорания, карбюратора и электрического зажигания.





"На протяжении длительного времени пытались создать мотор, подходящий для движения легкого дорожного транспорта и перевозки одного, двух или больше пассажиров, при этом он должен быть легким, недорогим в производстве и обслуживании, позволяющий управлять им неквалифицированным людям.
Инженеры США, Англии, Франции, Германии и других стран делали много различных предложений устройств и механизмов, которые бы отвечали вышеозвученным требованиям. Однако еще не было случая чтобы устройство приняло вид удобного транспорта средства в общем понимании.
В связи с тем, что двухколесные (bicycles) и трехколесные (tricycles) велосипеды получили широкое распространение за последние 20 лет, было сделано много усилий для адаптации моторов к ним как силовой установки.
Мы представляем вам последнюю разработку инженера Эдварда Батлера из Гринвича, Англия."

Нет, Батлер был не первый кто изобрел двигатель внутреннего сгорания. И даже не первый кто установил его на колеса. На протяжении всего 19-го века, инженеры всего Мира экспериментировали и пытались создать двигатели внутреннего сгорания на различных сочетаниях горючего. Наиболее успешным в этом был француз Ленуар. Ему удалось создать не только сам двигатель, но и поставить его на движущееся средство, названное "гипомобилем":



Однако дальнейшего развитие это изобретение не получило.

В истории техники, для того чтобы какое-то изобретение в конце концов получило свою прописку и практическое применение в коммерческих целях, должны были совпасть много факторов.

Должна быть хорошо проработана теоретическая база, изобретены все необходимые технологические "мелочи", без которых устройство или будет выглядеть как "лабораторный стенд" или будет попросту непригодно к эксплуатации в промышленных масштабах.

Ну вот например, изобретение радио. Очень похожая история, причем происходившая практически в тоже самое время. Не открой Герц радиоволны, не изобрети Бранли "когерер", Попову бы не удалось бы собрать радио. Да и не Попов поставил радио на "промышленные рельсы", а Маркони, который тоже добавил кое-что свое, но весьма необходимое. И т.д.

Так и в истории автомобилестроения каждый инженер в свое время добавлял по кирпичику в создание полноценного "первого автомобиля".

В 1884 году Батлер получает временный патент на "Petroleum motor tricycle" или "маленькая автомобильная коляска с удобным сидением и подножкой". Он назвал ее Velocycle.

В 1885 году Батлер показывает эскизы своей трехколесной коляски на выставке Stanley show в Ковентгардене. На два года раньше Карла Бенца, который считается изобретателем современного автомобиля.

В 1885 году дизайн "коляски" Батлера был показан на выставке Invention Exhibition в Лондоне.

В 1887 году Батлер получает свой патент под номером 15598. Это очень важный момент во всей этой истории. К сожалению, мне пока не удалось получить копию этого патента. В Интернете есть рисунок, который скопирован с оригинала патента. Но этого явно недостаточно, чтобы полностью понять конструкцию Батлера в деталях. Особенно неясно, как работает клапанная система. Подозреваю, что именно цепь играет в этом ключевую роль.



В 1887 году "трицикл" Батлера был готов. Построен на “F. B. Shuttleworth, Erith, London.” Выглядел он вот так:



Согласно одной из версий, первый образец мотора Батлера был двухтактным с электрической системой зажигания типа магнето. Пока я не получу копию оригинала патента, снять этот вопрос не удасться.

В 1888 году Батлер создает вторую версию своего трицикла уже с четырехтактным двигателем. Вместо магнето он устанавливает батарейную систему зажигания (с катушкой). Между прочим, немцы Даймлер и Бенц в это же самое время в качестве системы зажигания использовали старую систему "калильных трубок".

В качестве руля - система двух рулевых рычагов, использующих систему Акермана. Эта система позволяет изменять углы при повороте передних колес, когда "внутренее" колесо поворачивается под большим углом.

Теперь о самой конструкции трансмиссии. Если взглянуть на еще одну фотографию этого трицикла, то можно заметить как крутящий момент от двигателя передается на ведущее колесо.



Как видно из рисунка, в стояночном положении трицикл опирается на роликовые колесики, а ведущее колесо чуть приподнято. Возьму на себя смелость утверждать, что эта система была выбрана Батлером для удобства заводки двигателя, вот с помощью этой самой ручки. Сами роликовые колесики с помощью ножного рычага поднимались и трицикл ехал вперед. Когда надо было тормозить, колесики опускались, приподнимая ведущее колесо. Могу себе представить, какой был "тормозной путь" у этой машины без тормозов.

Скорость трицикла Бартера была до 10 миль в час, то есть 16 км в час. И на одном галоне топлива можно было проехать 40 миль.

Но вот что действительно революционного привнес Батлер в моторостроение, так это карбюратор с дифузором и атомайзером. Он его назывет Inspirator. Патент на эту систему Батлер получил в ноябре 1887 года.

До Батлера все системы с карбюрацией топлива работали на принципе "поверхностного испарения топлива" путем различных сложных схем с подогревом воздуха, проходящего нат топливом. Ну вот к примеру схема карбюратора Даймлера:



Просто жуть какая-то. И главное, что ненадежная и нестабильная подача смеси в цилиндры двигателя.

Карбюратор Батлера это явный прогресс. К слову сказать, Майбах, партнер Даймлера, сумел сконструировать карбюратор с атомайзером в 1893 году, но британское патентное бюро отказалось признать его приориет в этом, ссылаясь на более раннее изобретение Батлера.

Чтобы было понятно как работает атомайзер, вот схемка:



А в качестве "насоса" на этой картинке, у карбюраторов служит "эффект вентури", создаваемый диффузором (воздушный канал специальной формы):



Итак, вот сам карбюратор:



Вобщем-то, даже сейчас трицикл Батлера неплохо бы смотрелся на наших улицах, имея вполне достойный "промышленный вид" уже в 1887 году. Чего не скажешь о "мотоцикле" Даймлера, который в истории считается "отцом" мото и автостроения.

А вы просто сравните даже чисто визуально эти две конструкции, Батлера и Даймлера.

Вот Даймлер:



Видите насколько архаично смотрится это "чудо техники" по сравнению с трициклом Батлера? Деревянные колеса как от телеги века 18-го, у Батлера многоспицные металлические. Деревянная рама, у Батлера все несущие конструкции металлические. Лошадиное седло, у Батлера удобное сиденье. Ременной привод, у Батлера полноценный кривошипшатнунный механизм да еще и с планетарной передачей. Двигатель с архаичным карбюратором и калильным зажиганием, у Батлера карбюратор в основе своей на современных принципах, а зажигание электрическое, практически современное, только генератор добавить. Да и скорость у Батлеровского трицикла была выше.

Трудно поверить, что эти "автомобили" делались практически одновременно. Смотрятся как из разных эпох.

Но вот поди ж ты, Даймлера знают все. А Батлера знают только специалисты и любители. Как же так? В то время в Англии сушествовал закон, ограничивающий скорость передвижения транспортных средств. Так называемый The Locomotive Acts (or Red Flag Acts). Вот именно этот закон не позволил Батлеру развивать свою конструкцию, ставить ее на промышленные рельсы и разбогатеть не хуже Форда или Крайслера. Тем более, что тогда в Европе у него и конкурентов-то не было кроме отстающих от него по всем статьям немцев Даймлера, Бенца и Майбаха.

В 1890 году Батлер с горечью пишет в журнал The English Mechanic: "The authorities do not countenance its use on the roads, and I have abandoned in consequence any further development of it."

В 1896 году он продает свой патент Гарри Лоусену, который все-таки сумеет пролоббировать отмену этого драконовского закона в Англии.

Судьба Батлера мне чем-то напомнила трагическую судьбу Престона Таккера в конце 40-хх, когда его новаторский автомобильный проект погиб под давлением американских бюрократов, спонсируемых испугавшимисяся конкуренции со стороны Таккера детройстких монополистов.

В случае с Батлером, в роли тормоза прогресса и лоббистов закона "Red Flag Acts" выступали английские владельцы бизнесов связанных с перевозками на конной тяге, совершенно справедливо опасавшиехся конкуренции со стороны "самобеглых колясок".

В 1900 году Батлер написал в британский журнал "The Autocar":

"Now that public attention is being drawn to the early attempts of the two German pioneers, Benz and Daimler, I trust that you may find space in your journal for an illustration of a small petrol vehicle, which I believe was absolutely the first made in this country, and if I could have interested any one to finance it when the drawings were exhibited at the Stanley Show in 1884, and the following year at the Inventions Exhibition, I should have been contemporaneous, if not earlier than either of them. Although I cannot claim to have done very much in the light of the present enormous development of the automotor trade, it may have been forgotten that I carried out a series of experiments in the perfecting of a motor vehicle at a time when progress was much hindered by the prejudice and want of interest - the motor part of which has been since used in many types of engines for industrial purposes"

Нет, дорогой Эдвард, твои эксперименты и твои новаторские идеи в моторостроении не забыты.





Tags: edward butler, история, мотоцикл
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments