dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

По льду озер и рек Аляски

Все-таки, Жюль Верн и Луи Буссенар, французские писатели 19-го века, не на пустом месте придумывали своих героев, отправляя их в совершенно невероятные и опасные приключения. Французы 19-го века были людьми отчаянными, готовыми отправиться хоть в Африку, хоть на Аляску в поисках чего-то нового. Вот одно из этих приключений, причем совершенно реальное и фотографически задокументированное, а главное, что на автомобиле.

1900 год. Француз Жан Ламар, член Автомобильного Клуба Франции, решает совершить невероятное - покорить Аляску и Клондайк на автомобиле. То есть проехать из поселка Беннет до Доусона по льдам озер и рек.





Итак, в марте 1900 года, пароход "Катч" отправляется из Ванкувера в порт Скагуэй, который был основан в 1897 году во время «золотой лихорадки», как начальный пункт пути через перевал Уайт к золотым приискам в бассейна реки Клондайк.



На его борту весьма необычный груз для тех мест - автомобиль конструкции Леона Боле мощностью 3.5лс. Вместе с Жаном Ламаром в путешествие отправился и его друг шофер Рафаэль Мервиль, молодой мотогонщик, поставивший рекорд в прошлом году. Ламар с другом вернулись из США на Аляску после обдумывания плана по внедрению автомобильного способа доставки людей и грузов на Клондайк. Надо сказатЬ, что Ламар был в тех краях уже не новичок, а целый владелец земли в поселке Атлин. Так как он уже трижды проходил 640 милль от Бенета до Доусона, то никаких иллюзий насчет этого пути у него не было. Только холодный расчет. Но приезду в Бенет, куда их довез паровоз по недавно запущенному железнодорожному пути Уайт-Пасс, путешественники осознали, что не все так просто. В конце марта, в этом году, некоторые водные пути могли уже быть небезопасны ввиду таяния льда. Хотя обычно до мая лед на реках был прочным. Да и сама конструкция автомобиля с его низким клиренсом не предполагала езды по глубоким сугробам.

Поселок Бенет 1900 год:





Маршрут по которому путешественники собирались достичь Доусона был таким: от Бенета по одноименному озеру до перевалочного пункта Карибу Кроссинг, потом на Винди Арм по озеру Нери и до озера Тагиш. Оттуда по реке Фифти Майл (бывшее название части реки Юкон).



Непонятно одно, как они собирались преодолевать опасные Лошадиные пороги, которые никогда не замерзали. Возможно как-то в обход.



Дальше путь их планировался по Юкону до Форта Селкирк, а оттуда в Доусон.

Вспоминая рассказы Джека Лондона про "Белое безмолвие", и про то как тяжело было совершать на Аляске-Клондайке все эти переходы, даже на гораздо более надежных собачьих упряжках, просто диву даешься смелости этих французских парней, задумавших столь опасное путешествие на вобщем-то городском драндулете, никак не предназначеном для экстремального путешествия в условиях жестокого Севера. Даже на современном Джипе или Лэндровере сегодня не всякий на такое решится.





После нескольких дней подготовки в Бенете, Ламар с другом отправились в путь под приветственные крики и пожелания удачи от жителей поселка.

Поначалу планировалось, что груз с топливом и провизией будет положен в сани, которые будут прикреплены к машине сзади. Но ввиду сложных дорожных условий, решено блоы поручить везти этот груз местным индейцам (нэйтив пипл) на собачих упряжках, следуя за машиной.

Первые 15 миль по льду озера вроде бы все было неплохо, однако вскоре выяснилось, что езда по огромным сугробам, через которые машина неслась со скоростью 15 миль в час, может привести к поломкам мотора. После многочисленных ударов и сотрясений шоферы снизили скорость вполовину. Путь становился все хуже и хуже, в итоге прорвался бензопровод, что стало причиной возгорания. Пришлось остановиться и потушить машину снегом. Кое-как сумели починить поломку, зашив бензопровод нитками, что заняло два с половиной часа. Еще через пять часов друзья наконец доехали до Карибу Кроссинга, который находился в 28 милях от Бенета. В поселке им удалось найти кузнеца, который смог починить неисправность.

Поселок Карибу Кроссинг 1900 год:



После всех этих передряг, Мервиль почувствовал себя плохо, уж слишком долго ему пришлось находится на морозе. Друзья заночевали в поселке, а ночью приехали индейцы с провизией. Подкрепившись, Мервиль востановился и они снова тронулись в путь.

Путь по озеру Нери оказался гораздо лучше вчерашнего пути по озеру Бенет, и друзья без особых происшествий достигли Тагиша. И тут их ждало горькое разочарование. Река за озером оказалась открытой, то есть лед на ней был уже непроезжим.

На этом их путь в Доусон закончился. Ламар решил ехать по известному пути в Атлин, который находился в 83 милях от Тагиша. Дорога позволяла им порой мчатся со скоростью 20 миль в час. Однако в Голден Гейт (последний перевалочный пункт на пути в Атлин) им пришлось ждать провиант и бензин аж 36 часов! Слишком быстро ехали, индейцы на собаках не поспевали.

И вот, наконец, 14 апреля 1900 года они благополучно приехали в Атлин.





Через несколько дней Ламар и Мервиль вернулись в Бенет.

Их путь я отметил на гугл-мэп:



Перед возвращением в Париж, Ламар пообещал в следующем году повторить свою попытку достичь Доусона, только в этот раз на машине большей мощности, в 6-8 лс, причем американского производства. Якобы он без проблем проедет 640 миль от Бенета до Доусона за 48 часов. Прям как Левассор от Парижа до Бордо и обратно.

Безумству храбрых поем мы песни.



**** Пост написан по мотивам статьи в The Automobile Magazine.

Tags: Аляска, автомобили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments