dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Читая Джеймса Локса

Я уже довольно много прочитал разных версий "историй автомобилей", но вот эта книга американского историка James Laux "In first gear: The French automobile industry to 1914" - лучшее что мне удалось прочесть на тему истории автоиндустрии Франции начала века.

Автор очень точно и на многочисленных архивных данных, собранных им лично, показывает, что в автомобильной индустрии, выживал не тот конструктор-предприниматель, который мог предложить что-то такое революционное, чем бы поразил общественность и завоевал сердца покупателей, а тот, кто грамотно выстраивал финансирование своей компании, привлекал спонсоров, налаживал контакты со смежниками, учитывал наличие квалифицированной рабочей силы в регионе, планировал расширение компании и т.д.


Очень много французских компаний бросились строить автомобили в конце 19-го века - начале 20-го, но увы, очень многие тут же с этим заканчивали, разорившись. Даже небольшой по сравнению с 30-ми кризис 1907-8 годов, подкосил очень многих. Чего уж говорить о Великой Депрессии начала 30-хх. Тогда вообще мало кто выжил.

А вот кто устоял и выжил? А вот Рено например. Начали позже других, но по типу Форда, не распылялись, грамотно распределили ресурсы и сумели начать именно массово производить автомобили. А не то что вот мой любимый Панар-Левассор. Время выполнения заказа на автомобиль в году эдак 1898 у них было аж 20 месяцев! А потому что помимо автомобилей много чего еще выпускали, да и ассортимент был уж больно широк. А были на тот момент самой пресупевающей автомобильной компанией в Мире. А вот кризис 1907-8 едва пережили.

И таких примеров вагон и маленькая тележка. Качество автомобилей далеко не всегда гарантировало компании процветание и долгий успех.

Да что далеко ходить, посмотрите на Форд-Т. Гадкий утенок по сравнению с каким-нить кадиллаком тех лет. Однако 15 миллионов в течении 17 лет выпустили! Массовому пиплу не нужны были кадиллаки с дюсенбергами. Массовому пиплу нужны Форды-Т, жигули и вольксвагены. Но именно массовость, а не эксклюзивность позволяет держаться на плаву в автомобилестроении.

А где сейчас все эти панар-левассоры, даракки, дюкавили, гоброны-бреле и прочие флагманы французского автомобилестроения начала 20-го ?

Вот только кто и выжил так это Пежо и Рено. Кстати, Пежо пережил кризис 1907-8 годов только благодаря велосипедам.

Tags: Автомобили, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments