dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Высшее образование в СССР-РФ

Если сравнение канадского школьного (элементари и секондари) с советским школьным образованием далеко не в пользу Канады, то что касается высшего образования - тут увы, за исключением нескольких брендовых советских ВУЗов (МГУ, МФТИ и МИФИ), качество советско-российского гораздо ниже западного.


Расскажу на своем опыте.

Вообще, то с чем столкнулся в советском ВУЗе, оставило у меня стойкое ощущение профанации высшего образования. Может мне с ВУЗами не повезло (МИРЭА и Горный), не знаю, но что есть то есть. Большая часть группы ни в зуб ногой ни в физике, ни в математике, ни в механике, ни в электричестве. Списывали постоянно друг у друга, девочки калиграфическим почерком писали лекции, совсем не умея решать задачи, потому что сути не понимали. Но лекторы им ставили зачеты и хорошие оценки только потому, что они регулярно посещали их лецкии. Один лектор даже дошел до того, что ставил ПЯТЕРКИ за особо красиво оформленные ЕГО лекции.
И наоборот, на экзамене лучше было не попадать к лектору, у которого ты был на плохом счету. Я вообще редко ходил на лекции, предпочитал самообразование.
Практически не было у нас отчислений за неуспеваемость, тянули ВСЕХ зауши.

Дипломы списывали из АРХИВОВ института! Вы можете такое себе представить?
Такие простихоспади идиоты и бездари получали дипломы , просто диву даешься. Одно то, что эти люди получили высшее образование и диплом - в корне дискредитировало само понятие ИНЖЕНЕР.

Если коснуться самих вузовских дисциплин и времени на их изучение, то у меня тоже масса претензий.
И у меня есть с чем сравнить. Например с Хайфским Университетом по примерно похожей специальности (прикладная математика).

Моя специальность в МИРЭА называлась АСУ (Автоматизированные Системы Управления)

Математика - основа всех основ. Она была у нас семестра 4 всего. Архимало! Хотя бы семестров пять-шесть.
Физика - ну я уцелом не против изучения основ физики, хотя это уже не совсем по профилю АСУ. В Хайфском Универе физики не было совсем.

Квантовая механика -это уже перебор. Уравнение Шредингера и принцип Гейзенберга асушнику точно не нужны. От слова совсем. У нас это счастье было один семестр. Почти никто не врубался в эту заумь совершенно. Слава богу был зачет, вместо экзамена. ВЕСЬ ПОТОК на зачете решал одну задучу на всех. ;-))

Количественная биология. Вот это уже креатив декана, у которого дисер был на эту тему. Вот он и принудительно ВО ВСЕ ПОТОКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ сунул биологию. Тоже был один семестр с зачетом.


Ну а уж История КПСС и научный коммунизм (с конспектами Ильича) + политэкономия - бред и пустая трата времени. Дань эпохе.

ТОЭ - ну вобщем так же как физика. Интересно, но нафиг не надо АСУшникам.
Радиоэлектроника. Тоже могли бы факультативом давать. Хотя для меня было вкассу, я был в то время радиолюбителем. ;-)

Взамен всего этого баласта,я бы предпочел больше математики, программирования и теории систем.

Или вот черчение с начертательной геометрией. ГОД рисовали болты и гайки.
На всю жизнь запомнил теорему Гаспара Монжа. Ее мы можем воочию наблюдать на крестовине водопроводных труб. ;-)
Вот чудеса, теорию систем и всякие исследования операций забыл напрочь, а эту теорему до сих пор помню...

А еще я изучал такой прикольный предмет - пневмоавтоматика.

Вобщем, "любой каприз за госсчет". За такое высшее образование я бы свои собственные деньги сейчас не стал платить.

Да еще важнейший момент!
В Канадских универах нет возможности пересдать экзамен. Точнее возможность есть, но для этого надо снова брать курс. То есть вот этого советского правила - не сдал первый, идешь на второй, не сдал второй идешь на комиссию - тут нет и в помине. Что тоже о многом говорит.

На Западе вообще-то почти все экзамены письменные. Вот это стопроцентный тест. Тут уже преподу на экзамене "бутылку не поставишь", "коленки не покажешь" и вообще не пожалуешься, мол в семье проблемы. Тут все по чеснаку.

Сдача экзаменов в советско-российских ВУЗах это отдельная тема.
Я обожал сдавать экзамены! Ненавидел курсовые и лабораторные, а вот экзамены сдавать любил. Потому что знал как. В редких случаях мне не удавалось сразу найти психологический контакт с экзаменатором, обычно я побыстренькому отвечал на билеты, стараясь поскорей выйти "на дополнительные вопросы". Многие именно их и боялись, а я чувствовал себя как рыба в воде.
Наверно поэтому и "Красный Диплом" получил в итоге. Не потому что умный, а потому что умел найти подход к любому преподу. Ну почти к любому. ;-))
Такие бы номера у меня не прошли, сдавай я всякий раз письменный как в западных университетах.

Тут в Канаде от студента требуется очень серьезный подход, причем много именно самостоятельной работы.

Вот мой приятель в Оттаве получил Мастера в Карлетонском Университете. Он сначала пошел на какую-то экономическую специальность, так вот на первом же экзамене его начали спрашивать о том, о чем на лекциях вообще не упоминали. Он обалдел и говорит, мол "это мы не проходили, это нам не задавали". А ему в ответ - надо было читать дополнительную литературу, список был объявлен с самого начала!
Приятель выпал в осадок и пошел в другой универ на другую специальность. Но урок получил хороший. Тут не забалуешь.

С таким подходом, из советских-российских ВУЗов повылетали бы 90 процентов студентов.

У меня вот случай был в МИРЭА. Физичка у нас семинары вела, заставляла СТУДЕНТОВ (!) давать не качественное решение, а поди подай цифирьки. Мы даже в школе в матклассе такой фигней не занимались, получил формулу, все, этого достаточно. Не 6-й класс. И вообще ее ЭГО просто зашкаливало, кто пропускал ее семинары был ее личным врагом. Так вот я был одним из них. Само собой, я от нее зачета не получил, пошел на комиссию. Ну это ерунда, сдал.
Приходит пора экзамена. Я к ней не иду сдавать по понятным причинам. Иду к незнакомому экзаменатору. Ответил уже почти все, тут подходит она.
- А вы знаете, вот этот вот студент пропустил весь семестр и ко мне не ходил на семинары!
Экзаменатор посмотрел на нее из под очков и неторопливо ответил:
- Да? Зато он отлично соображает.



А бывало, что и наоборот. Случай из жизни моего отца, закончившего МГУ Физфак.

Отец с золотой медалью окончил школу, с отличием закончил МГУ, доктор, ну вобщем, кругом гений, без шуток. Погуглите Беркович Евгений Михайлович, вам все станет понятно.

Так вот, на экзамене по матану ему его препод, когда отец в числе первых ответил на все вопросы, дал зубодробительную задачу, которую никто бы и близко в группе не решил. Ну вот так преподу захотелось "подшутить". Отец потратил все время, все уже сдали и ушли, но в итоге решение было найдено.
- Ну спасибо, я в вас и не сомневался - сказал удовлетворенный препод.
А что бы было, кабы отец не решил? Получил бы четыре вместо законной пятерки?

Так что устные советские экзамены это все субъективизм и широкое поле для произвола экзаменаторов как в одну, так и в другую сторону.

P.S. Кстати, а на каком сейчас месте в мировом рейтинге самый лучший российский ВУЗ? В сотенку хотя бы входит?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments