dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Ночь перед Рождеством. Гоголь

Задали тут моему сыну в русской школе, куда он ходит по субботам, посмотреть фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Фильм 1961 года. Режиссер Александр Роу. И автор сценария он же.

Ну что сказать в двух словах. Это форменное унижение украинского народа.




Не знаю, так ли задумывал свой сюжет Николай Васильевич, но в фильме Роу украинцы представлены как полное быдло, но это еще пол-беды. Русские крестьяне жили еще хуже. У украинцев хотя бы крепостного права не было.

Все украинцы в этом хуторе вдребезги пъяны и развратны. К этой сорокалетней вдове Солохи народная тропа не зарастает ни на минуту. Сколько там героев она усадила в мешки, не считая черта? Голову, Чуба и дъяка, причем дъяк это ведь должен быть по идее, деревенский "облико морале", ведь так?

И вот этот деревенский увалень Вакула попадает в Санкт-Петербург. Ну прям в Цивилизацию. Кругом и улицы каменные (а в Диканьке и дорог-то нет совсем), и света много ("у нас в Диканьке так днем не светло как тут ночью!"), и хрустали, и мраморные летсницы, и резьба, и картины, золото сверкает кругом! Вобщем, как из мрачного совка на сияющий Запад, один в один.

Но самое главное, как в этом фильме показаны запорожские казаки. Вы ведь знаете, кто такие эти казаки? Ну все картину Репина помним:



Мощные, уверенные в себе мужчины, немного валяжные, гордые и независимые.

В фильме они поначалу именно такими и предстают. Точнее их такими застает кузнец Вакула. Они еще сомневаются, брать ли эту  деревенщину на встречу с Царицей Екатериной Второй. И вдруг они все попадают во дворец, где прямо НА ЛЕСТНИЦЕ падают ниц даже не перед Царицей, а перед одноглазым пиратом Потемкиным. А тот им сверху как бы через губу и говорит :" Ну что, все помните что я вам говорил, что Царице говорить? Смотри у меня!" И они не поднимаясь с полу отвечают, чуть приподняв голову: "Все сделаем, хозяин, не губи!" Нет, ну это вообще апофегей унижения украинской нации...



Это же видно невооруженным взглядом, особенно в свете событий последних лет. А Екатерина их спрашивает, ну че мол вам надо-то, да ничего не надо, все хорошо, будем под вами теперь жить. И тут на сцену выходит кузнец Викула со своей идиотской просьбой о царских черевичках. Ну и Екатерина, с царского плеча, тут же дарит одну из своих тысячных пар обуви этому деревенскому валенку. А уж как он счастлив, ну точь в точь, как туземец был счастлив стелянным бусам "белого человека".

Вобщем, режиссер не просто намекает, а кричит во весь голос - продали украинцы свою наицональную независимость и городость за "стеклянные бусы" русскому Царю.

К слову сказать, мультфильм, сделанный на десять лет раньше, показывает запорожских казаков в значительно более уважительном свете. И везут их в царской карете по Санк-Петербургу с экскортом, и кланяются они только Царице, причем склоняя голову, а не падая ниц, как и положено послам, а не холопам.

Мда, вот такие вот невеселые мысли. На месте украинцев я бы очень этот фильм Александра Роя не любил. Впрочем, режиссер ведь художник, он показывает правду как он ее видит. На это не обижаются.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments