dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Царская автомобильная промышленность

Вот недавно вышла книга Дмитрия Дашко "Советские легковые 1918-1942"



Я ее купил в PDF формате. Кстати очень удобный способ. И стоит копейки, и "пиратствовать" нет смысла. И мне приятно, и автору хорошо.




Так вот, в главе "Предшественники" автор пишет:

"С началом XX столетия российская автомобильная и автосборочная промышленность обретает отчетливые очертания. Такие предприятия как петербургские "Старлей" и "Фрезе", московский "Дукс" и рижский "Лейтнер" приступили к серийному производству и сборке автомобилей в ЗАМЕТНЫХ (?!) для своего времени объемах, изготовляя десятки машин в год."

Может я чего-то не понимаю, но серийное производство даже того времени, это не десятки автомобилей в год, а сотни и тысячи.

Вот для примера данные за 1903 год:

"в 1903-м году количество произведенных автомобилей в Мире было 61927 штук. При этом во Франции было произведено 30204 автомобиля, в США 11235, в Англии 9437, в Германии 6904, в Бельгии 2839 и в Италии 1308."

Причем, резкий скачок в мировой автоиндустрии как раз и начался с 1903-1904 годов годах. То есть данные за 1903 - это еще мало.


А вот и причины, по мнению автора:

"Развитию отечественной автомобильной промышленности помешала Русско-японская война".

Серьезно? А почему США испано-американская не помешала? А англичанам Англо-бурская? Да и каким образом эта война за тридевять земель могла помешать развитию автоиндустрии в России?

"Последующий экономический кризис и политические волнения 1905-1907 годов".

Ну хорошо, годик два побуянили и успокоились. С 1907 по 1914-й это СЕМЬ ЛЕТ спокойой и безвоенной жизни между прочим, Столыпинские рефромы, то се, нам же рассказывыали все время, что Россия семимильными шагами шла по пути прогресса, а 1913-й год чуть ли не не пик индустриального расцвета РИ? Нет?

Далее автор пишет:

"В стране практически не существовало среднего класса - той прослойки, что могла обеспечить устойчивый спрос на российские машины. Люди же богатые предпочитали хорошо зарекомендовавшие себя западные марки, особенно немецкие"

Это уже ближе к истине. Хотя вот в Америке "люди побогаче" покупали Кадиллак, а не Мерседес. И наверно не только из патриотизма, но и потому что Кадиллак был эталоном качества той эпохи.

Вот просто факт: "Завод Руссо-Балт выпустил около 500 автомобилей за 7 лет." За СЕМЬ ЛЕТ, Карл! Притом, что это был крупнейший в РИ автомобильный концерн, под покровительством Царя!


А.Д.Рубец пишет:

"В четвертом издании «Курса автомобилизма» (1913 г.) его автор инженер Н.Г. Кузнецов дал (по состоянию на 1912 г.) краткую характеристику нашей автопромышленности: Из русских заводов, изготовляющих автомобили, в настоящее время имеются только два: Русско-Балтийский вагонный завод в Риге и завод И.П. Пузырева в С.-Петербурге. Первый из этих заводов, начав постройку автомобилей в 1909 г., в настоящее время является вполне оборудованным для серьезной и ответственной работы по постройке автомобилей. Завод строит две модели: одна с четырехцилиндровым двигателем мощностью в 24 силы (размеры цилиндров 105*130 мм) и другая — в 12 сил (размеры цилиндров 80x110 мм). Обе эти модели показали себя с очень хорошей стороны, особенно в отношении выносливости. Значительные пробеги, сделанные этими автомобилями в России (испытание автомобилей: С.-Петербург— Рига— С.-Петербург в 1909 г.; С.-Петербург — Киев— Москва — С.-Петербург в 1910 г.; С.-Петербург— Севастополь — Гагры в 1911 г., С.-Петербург— Вильно — Смоленск — Москва — С.-Петербург в 1912 г.), а также поездка известных русских спортсменов А.П. Нагеля и В.А. Михайлова из С.-Петербурга в Москву доказали, насколько автомобили этого завода пригодны для работы в самых трудных условиях. В отношении устройства и оборудования этого завода, он может быть поставлен наряду с заграничными автомобильными заводами и может выпускать до 200 автомобилей в год. Что касается автомобильного завода Пузырева, то до последнего времени этим заводом были выпущены лишь несколько пробных автомобилей."

Ну и где 200*7=1400 автомобилей?

Да один только завод Форда за 1909-й год произвел аж 10666 автомобилей марки Форд-Т !!!

Притом, что с началом войны, казалось бы производство всего движущегося должно было начаться в бОльших масштабах, чем в мирное время.

Между прочим, есть такой факт - "Марнское такси". Погуглите. Францию от быстрого поражения спас ... автомобиль. Не будь Франция одна из мощнейших автомобильных держав начала века, кто знает, может быть история ПМВ пошла бы по другому сценарию, и Париж был бы взят.

А в царской России ни авиационная промышленность, ни автомобильная с началом ПМВ развития никакого не получили вообще. Только в 1917-м начали строить автозаводы и авиационные заводы. А потом да, потом Революция, Гражданская, ЧК, Соловки, ГУЛАГ...


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments