dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Система Аккермана

Изучая систему рулевого управления, созданную господином Амеде Боле для своего первого паровика Обесант, с удивлением обнаружил, что путиницы в понятиях, событиях и даже именах настолько много, что даже у современных писателей на тему автомобилей, порой встречаются дичайшие ляпы.

Ну прежде всего, о чем речь? Речь о том, что когда передние колеса у автомобиля поворачиваются, они должны поворачиваться на разные углы, чтобы не проскальзывать, не создавать дополнительное трение и чтобы резина не изнашивалась быстро. Во времена Амеде Боле никакой резины не было, а вот проблема с проскальзыванием и трением была. На малых скоростях это не так важно, но свой паровик Амеде Боле собирался делать быстроходным. И придумал свою систему поворота передних колес на разные углы. И даже ее запантентовал.

А теперь самое интересное.


По сути Амеде Боле заново "изобрел велосипед", то есть повторил то, что за десятилетия до него было не только изобретено, но и даже запатентовано. Беда в том, что в 19-м веке было довольно сложно с распространением информации. А Боле вообще жил в глухой провинции. Интернета у него не было. И телефона тоже.

А кто же изобрел эту систему? Немец Георг Лакеспергер в 1817 году. Но что удивительно, запатентовал эту систему, причем на свое имя, Рудольф Аккерман. Запантентовал в Англии. Спустя сто лет, во французском журнале La Revue commerciale automobile от 1935 года, появилась перепечатка статьи 1900 года, где известный французский автоинженер Шарль Жанто рассказывает о проблеме поворота передних колес. Между прочим, он сам тоже изобрел в этом направлении кое-что. Так вот, он вспомнил Рудольфа Аккермана, неприминув заявить, что это был плагиат. На что редактор журнала, видимо это был сам Бодри де Сонье, вставил ремарку, что вообще-то Аккерман в своем патенте указал про настоящего изобретателя Лакеспергера.

Ну Шарлю Жанто простительна такая оговорка. Опять же, Интернета и Википедии у него не было. А вот что совсем непростительно, так это вот такая вот статья, а точнее ее начало.

"Что это такое угол Аккермана. Понятие появилось благодаря немецкому доктору философии Вильгельму Аккерману (1896-1962). Он, исследуя проблемы математики и логики, создал геометрическую функцию, оказавшую существенное влияние на конструкцию многих колесных машин."

Я как прочитал, обомлел! Ну то что среди ученых и инженеров за всю историю встречаются однофамильцы, это не новость. Но чтобы всего с разницей в 100 лет однофамильцы стали знаменитыми, занимаясь одним и тем же? Это тянет на сенсацию в моей голове.

Но сенсации, увы, не произошло. Обычный ляп автора, который "слышал звон, да не понял откуда он". Вильгель Аккерман действительно был математик, вот только никакими углами поворота он не занимался. Кому интересно, можно погуглить, что такое на самом деле функция Аккермана.

А вот как раз Рудольф Аккерман, живший за сто лет до Вильгельма, имел непосредственное отношение к углам поворота, хотя сам ничего подобного не изобретал. Но патент составил грамотно. И система рулевых тяг носит исторически именно его имя, а не имя Георг Лакеспергера.

Вот такие вот бывают парадоксы.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments