dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

"Как причудливо тасуется колода" (Булгаков)

Пути Господни неисповедимы. Расхожее выражение. Однако, в отношении истории компании Панар-Левассор, создания двигателей внутреннего сгорания и производства первых автомобилей, это выражение приобретает особый смысл.



Ну вот судите сами. В начале 18 века в Париже некий Франсуа Панар организует мастерскую по производству конных экипажей. Что интересно, слово экипаж-повозка во французском - voiture. Точно так же на французском будет и автомобиль. Символично? Да, тут важно то, что Франсуа Панар - дед Рене Панара - совладельца будущей автомобильной компании Панар-Левассор.

Рене Панар поступает в 1861 году в парижский индустриальный институт L'Ecole Centrale, в котором знакомиться и даже подружится с Эмилем Левассором. По окончании учебы их пути расходятся.

А в это время (мне придется трижды употребить это выражение), в 1859 году, молодой инженер Готлиб Даймлер проходит практику на фирме Перин, где получает важные познания в применении стали для достижения высокого качества при производстве станков.

Так вот, по окончании института, Рене Панар в 1864 году становится совладельцем фирмы Перин, получившей вследствие этого название "Перин-Панар".

А в это время, Эмиль Левассор едет в Бельгию, где начинает работать на фабрике Cockerill. Там он знакомится и подружится с Эдуардом Сарацином, патентным юристом.

Потом, в 1872 году пути Рене Панара и Эмиля Левассора снова сходятся. И теперь уже все трое Перин, Панар и Левассор совладельцы фирмы.

А в это время, Даймлер работает у Отто и помогает ему конструировать четырехтактные двигатели, которые с 1876 года фирма Перин-Панар (вот ведь совпадение!) начинает производить по лицензии. И кто эту лицензию им предоставил? Я полагаю, что именно Эдуард Сарацин, потому что именно его знал Даймлер по своей работе у Отто. И именно ему он поручил запатентовать своей двигатель во Франции. А к кому обратился Сарацин во Франции, когда ему потребовался производитель этих двигателей? Не трудно догадаться, что к своему другу Левассору.

И тут казалось бы, судьба разрывает эту цепочку - Сарацин умирает. Но не тут-то было. За дело берется его жена Луиза, организует связь Даймлера с Левассором, убеждает обоих в успехе предприятия, и в итоге женит на себе Левассора, в качестве приданного предоставляя свою патентную долю.

Более того, потомок Панара Жан утверждает, что именно Луиза и Рене Панар убедили Левассора начать строить автомобили, а не только производить двигатели, чтобы Пежо и другие строили свои автомобили для них.

Больше всего в этом переплетении судеб, меня удивило, что на фирме Перина отметился в качестве стажера Даймлер, за 27 лет до того как благодаря Сарацину он снова свяжется с ней! Мог ли он тогда представить, какое значение в судьбе его двигателей сыграет эта фирма по производству деревообрабатывающих станков?

В итоге, мы видим, как успешно и плодотворно начинает работать эта "великолепная четверка" Даймлер, Луиза, Левассор и Панар, благодаря которой был собран первый автомобиль Панар-Левассор в 1890 году, а потом и серия в 1891-м, с которой французы ведут отсчет начала своей автомпромышленности.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments