dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Сакральность власти

"В Киеве Владимир Ясно Солнышко сидит...." - воспоминания из русских сказок-былин.

Я вот почти не помню, чтобы в русской литературе, было какое-то вовлечение в сюжет царских особ. Ну да, "Петр Первый" Алексея Толстого, но это во-первых, уже советский роман, когда никаких царей уже не было, а во-вторых, это панегерик Сталину со всеми вытекающими, "до основанья, а затем...", то есть власть все делает правильно и мы должны на нее молиться. Неким диссонансом был роман "Князь Серебрянный" 19-го века, где уже другой Толстой представил Ивана Грозного в не очень хорошем свете. Но тогда это был такой тренд, Грозного даже на памятник 1000 Руси не включили. А начал его пинать еще Карамзин. Иван Грозный все-таки личность совсем уж одиозная, как и Гитлер и Сталин, и в приличном обществе прославлять его царствование было некомильфо.



Но вот Александр Дюма с его многочисленными романами, посвященных французским королям. Там же короли эти обычные люди, со своими слабостями и достоинствами, порой даже смехотворные и слабые фигуры, как тот же Людовик 13-й во времена Ришелье. Или Морис Дрюон "проклятые короли". Да такого названия ни один русский писатель представить не мог бы про русских царей.

Почитайте "Историю для детей" Диккенса. Он там пропесочил всех королей Англии, не стесняясь в эпитетах. А Диккенс жил в эпоху властвования Королевы Виктории, которой могло показаться не очень приятно такое повествование о своих родственниках. Но никакой цензуры не последовало.

Вот возьмем мушкетеров Дюма. Можно ли их назвать холопами Короля? Ни в коем случае нельзя. Это скорее подойдет гвардейцам Кардинала. Служить Королю это честь, а не святая обязанность. И если при этом надо спасти честь женщины, то мушкетеры "почему-то" выбирают этот, полный опасности и трудностей путь, а не бегут толпой писать доносы кардиналу и королю, чтобы получить за это награду или какую-другую властную милость. А казалось бы, ведь их долг перед государем, которому они служат, поступить именно так. Но нет, эти четверо мужчин, рискую жизнью и свободой, спасают честь женщины, а потом и пытаются спасти Констанцию, вырвав из лап самого Кардинала! И хотя тут хэппи-енда не получается, но они хотя бы попробовали! Что там насчет жен Молотова или Калинина? "Потерпи, авось обойдется".

Вообще, Дюма через все свои ромны проводит мысль о верховенстве чести и доблести РЫЦАРЕЙ, а не о сакральности власти подленьких и слабых духом властителей. Его герои всегда выше своих государей, честнее их, добрее и мужественней. А ведь Александр Дюма это 19 век, современник Пушкина.

Или вот Вальтер Скотт. В одном из его романов Людовик 9 (кажется) вообще мерзкий подонок, и его чуть было не объегорил Герцог Бургундский.

Сага о Робин Гуде это гимн бунтарству и восстановлению справедливости любой ценой, даже если придется биться с отборным воинством шерифа из Нотингема. Это реальный вызов власти.

И ни грамма во всех этих западных романах нет вот этого русского слюнтяйства, морализаторства и убеждения, что надо терпеть, работать и молиться на власть. Власть от бога!

Говорят, русская читающая общественность зачитывалась в конце 19 века романом "Петербургские трущобы". У меня был двухтомник, но я так и не осилил. Чего там было читать?! Как все были несчастны, зло торжествовало и в итоге все несчастны? Нет, конечно, это наверно был такой срез тогдашней русской жизни, видмо очень достоверный, но мораль-то в чем? Что так и должно быть? В фильме вот решили концовку изменить и сделать хэппи-енд. Но те кто воспитался на этом романе, им-то каково?

А легенды мифы Древней Греции? Там же богов куча, но все со своими слабостями, подлостями. И даже Великий Зевс творит безобразия и это ярко показано. Нету у греков абсолютного почтения к своим богам как у мусульман к Аллаху. Бог это всего лишь наделенное большой силой существо. Но его моральные качества порой далеки от идеала. И более того, ты сам можешь выбрать себе бога, который будет тебя поддерживыать против других богов. Троянцев поддерживала Гера, Афродита и Арес, а греков Афина. И кому служить у Париса был выбор. А можно и богу дать по морде в бою, как Диомед Аресу.

А уж про царей греческих и говорить не приходится. Негодяй на негодяе почти в каждой легенде. И различные герои, от Геракла до Персея с этими царями борются и часто побеждают.

У русских никогда никакого выбора не было. Тот кто наверху, тому и служим. Все.

P.S. Вот тут вспомнил, что таки да, была сказка, где царя сварили в кипятке, - Конек Горбунок же! Но тут же все встало на свои места - там просто Иванушка стал царем. То есть плохого царя, заменили хорошим. Мол огибка была, мы ее исправили. Так что любите и благословляйте нового царя.

Какая уж тут Магна-Карта...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments