dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Высшее образование в СССР-РФ

Если сравнение канадского школьного (элементари и секондари) с советским школьным образованием далеко не в пользу Канады, то что касается высшего образования - тут увы, за исключением нескольких брендовых советских ВУЗов (МГУ, МФТИ и МИФИ), качество советско-российского гораздо ниже западного.


Расскажу на своем опыте.

Вообще, то с чем столкнулся в советском ВУЗе, оставило у меня стойкое ощущение профанации высшего образования. Может мне с ВУЗами не повезло (МИРЭА и Горный), не знаю, но что есть то есть. Большая часть группы ни в зуб ногой ни в физике, ни в математике, ни в механике, ни в электричестве. Списывали постоянно друг у друга, девочки калиграфическим почерком писали лекции, совсем не умея решать задачи, потому что сути не понимали. Но лекторы им ставили зачеты и хорошие оценки только потому, что они регулярно посещали их лецкии. Один лектор даже дошел до того, что ставил ПЯТЕРКИ за особо красиво оформленные ЕГО лекции.
И наоборот, на экзамене лучше было не попадать к лектору, у которого ты был на плохом счету. Я вообще редко ходил на лекции, предпочитал самообразование.
Практически не было у нас отчислений за неуспеваемость, тянули ВСЕХ зауши.

Дипломы списывали из АРХИВОВ института! Вы можете такое себе представить?
Такие простихоспади идиоты и бездари получали дипломы , просто диву даешься. Одно то, что эти люди получили высшее образование и диплом - в корне дискредитировало само понятие ИНЖЕНЕР.

Если коснуться самих вузовских дисциплин и времени на их изучение, то у меня тоже масса претензий.
И у меня есть с чем сравнить. Например с Хайфским Университетом по примерно похожей специальности (прикладная математика).

Моя специальность в МИРЭА называлась АСУ (Автоматизированные Системы Управления)

Математика - основа всех основ. Она была у нас семестра 4 всего. Архимало! Хотя бы семестров пять-шесть.
Физика - ну я уцелом не против изучения основ физики, хотя это уже не совсем по профилю АСУ. В Хайфском Универе физики не было совсем.

Квантовая механика -это уже перебор. Уравнение Шредингера и принцип Гейзенберга асушнику точно не нужны. От слова совсем. У нас это счастье было один семестр. Почти никто не врубался в эту заумь совершенно. Слава богу был зачет, вместо экзамена. ВЕСЬ ПОТОК на зачете решал одну задучу на всех. ;-))

Количественная биология. Вот это уже креатив декана, у которого дисер был на эту тему. Вот он и принудительно ВО ВСЕ ПОТОКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ сунул биологию. Тоже был один семестр с зачетом.


Ну а уж История КПСС и научный коммунизм (с конспектами Ильича) + политэкономия - бред и пустая трата времени. Дань эпохе.

ТОЭ - ну вобщем так же как физика. Интересно, но нафиг не надо АСУшникам.
Радиоэлектроника. Тоже могли бы факультативом давать. Хотя для меня было вкассу, я был в то время радиолюбителем. ;-)

Взамен всего этого баласта,я бы предпочел больше математики, программирования и теории систем.

Или вот черчение с начертательной геометрией. ГОД рисовали болты и гайки.
На всю жизнь запомнил теорему Гаспара Монжа. Ее мы можем воочию наблюдать на крестовине водопроводных труб. ;-)
Вот чудеса, теорию систем и всякие исследования операций забыл напрочь, а эту теорему до сих пор помню...

А еще я изучал такой прикольный предмет - пневмоавтоматика.

Вобщем, "любой каприз за госсчет". За такое высшее образование я бы свои собственные деньги сейчас не стал платить.

Да еще важнейший момент!
В Канадских универах нет возможности пересдать экзамен. Точнее возможность есть, но для этого надо снова брать курс. То есть вот этого советского правила - не сдал первый, идешь на второй, не сдал второй идешь на комиссию - тут нет и в помине. Что тоже о многом говорит.

На Западе вообще-то почти все экзамены письменные. Вот это стопроцентный тест. Тут уже преподу на экзамене "бутылку не поставишь", "коленки не покажешь" и вообще не пожалуешься, мол в семье проблемы. Тут все по чеснаку.

Сдача экзаменов в советско-российских ВУЗах это отдельная тема.
Я обожал сдавать экзамены! Ненавидел курсовые и лабораторные, а вот экзамены сдавать любил. Потому что знал как. В редких случаях мне не удавалось сразу найти психологический контакт с экзаменатором, обычно я побыстренькому отвечал на билеты, стараясь поскорей выйти "на дополнительные вопросы". Многие именно их и боялись, а я чувствовал себя как рыба в воде.
Наверно поэтому и "Красный Диплом" получил в итоге. Не потому что умный, а потому что умел найти подход к любому преподу. Ну почти к любому. ;-))
Такие бы номера у меня не прошли, сдавай я всякий раз письменный как в западных университетах.

Тут в Канаде от студента требуется очень серьезный подход, причем много именно самостоятельной работы.

Вот мой приятель в Оттаве получил Мастера в Карлетонском Университете. Он сначала пошел на какую-то экономическую специальность, так вот на первом же экзамене его начали спрашивать о том, о чем на лекциях вообще не упоминали. Он обалдел и говорит, мол "это мы не проходили, это нам не задавали". А ему в ответ - надо было читать дополнительную литературу, список был объявлен с самого начала!
Приятель выпал в осадок и пошел в другой универ на другую специальность. Но урок получил хороший. Тут не забалуешь.

С таким подходом, из советских-российских ВУЗов повылетали бы 90 процентов студентов.

У меня вот случай был в МИРЭА. Физичка у нас семинары вела, заставляла СТУДЕНТОВ (!) давать не качественное решение, а поди подай цифирьки. Мы даже в школе в матклассе такой фигней не занимались, получил формулу, все, этого достаточно. Не 6-й класс. И вообще ее ЭГО просто зашкаливало, кто пропускал ее семинары был ее личным врагом. Так вот я был одним из них. Само собой, я от нее зачета не получил, пошел на комиссию. Ну это ерунда, сдал.
Приходит пора экзамена. Я к ней не иду сдавать по понятным причинам. Иду к незнакомому экзаменатору. Ответил уже почти все, тут подходит она.
- А вы знаете, вот этот вот студент пропустил весь семестр и ко мне не ходил на семинары!
Экзаменатор посмотрел на нее из под очков и неторопливо ответил:
- Да? Зато он отлично соображает.



А бывало, что и наоборот. Случай из жизни моего отца, закончившего МГУ Физфак.

Отец с золотой медалью окончил школу, с отличием закончил МГУ, доктор, ну вобщем, кругом гений, без шуток. Погуглите Беркович Евгений Михайлович, вам все станет понятно.

Так вот, на экзамене по матану ему его препод, когда отец в числе первых ответил на все вопросы, дал зубодробительную задачу, которую никто бы и близко в группе не решил. Ну вот так преподу захотелось "подшутить". Отец потратил все время, все уже сдали и ушли, но в итоге решение было найдено.
- Ну спасибо, я в вас и не сомневался - сказал удовлетворенный препод.
А что бы было, кабы отец не решил? Получил бы четыре вместо законной пятерки?

Так что устные советские экзамены это все субъективизм и широкое поле для произвола экзаменаторов как в одну, так и в другую сторону.

P.S. Кстати, а на каком сейчас месте в мировом рейтинге самый лучший российский ВУЗ? В сотенку хотя бы входит?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments