dinamik67 (dinamik67) wrote,
dinamik67
dinamik67

Ночь перед Рождеством. Гоголь

Задали тут моему сыну в русской школе, куда он ходит по субботам, посмотреть фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Фильм 1961 года. Режиссер Александр Роу. И автор сценария он же.

Ну что сказать в двух словах. Это форменное унижение украинского народа.




Не знаю, так ли задумывал свой сюжет Николай Васильевич, но в фильме Роу украинцы представлены как полное быдло, но это еще пол-беды. Русские крестьяне жили еще хуже. У украинцев хотя бы крепостного права не было.

Все украинцы в этом хуторе вдребезги пъяны и развратны. К этой сорокалетней вдове Солохи народная тропа не зарастает ни на минуту. Сколько там героев она усадила в мешки, не считая черта? Голову, Чуба и дъяка, причем дъяк это ведь должен быть по идее, деревенский "облико морале", ведь так?

И вот этот деревенский увалень Вакула попадает в Санкт-Петербург. Ну прям в Цивилизацию. Кругом и улицы каменные (а в Диканьке и дорог-то нет совсем), и света много ("у нас в Диканьке так днем не светло как тут ночью!"), и хрустали, и мраморные летсницы, и резьба, и картины, золото сверкает кругом! Вобщем, как из мрачного совка на сияющий Запад, один в один.

Но самое главное, как в этом фильме показаны запорожские казаки. Вы ведь знаете, кто такие эти казаки? Ну все картину Репина помним:



Мощные, уверенные в себе мужчины, немного валяжные, гордые и независимые.

В фильме они поначалу именно такими и предстают. Точнее их такими застает кузнец Вакула. Они еще сомневаются, брать ли эту  деревенщину на встречу с Царицей Екатериной Второй. И вдруг они все попадают во дворец, где прямо НА ЛЕСТНИЦЕ падают ниц даже не перед Царицей, а перед одноглазым пиратом Потемкиным. А тот им сверху как бы через губу и говорит :" Ну что, все помните что я вам говорил, что Царице говорить? Смотри у меня!" И они не поднимаясь с полу отвечают, чуть приподняв голову: "Все сделаем, хозяин, не губи!" Нет, ну это вообще апофегей унижения украинской нации...



Это же видно невооруженным взглядом, особенно в свете событий последних лет. А Екатерина их спрашивает, ну че мол вам надо-то, да ничего не надо, все хорошо, будем под вами теперь жить. И тут на сцену выходит кузнец Викула со своей идиотской просьбой о царских черевичках. Ну и Екатерина, с царского плеча, тут же дарит одну из своих тысячных пар обуви этому деревенскому валенку. А уж как он счастлив, ну точь в точь, как туземец был счастлив стелянным бусам "белого человека".

Вобщем, режиссер не просто намекает, а кричит во весь голос - продали украинцы свою наицональную независимость и городость за "стеклянные бусы" русскому Царю.

К слову сказать, мультфильм, сделанный на десять лет раньше, показывает запорожских казаков в значительно более уважительном свете. И везут их в царской карете по Санк-Петербургу с экскортом, и кланяются они только Царице, причем склоняя голову, а не падая ниц, как и положено послам, а не холопам.

Мда, вот такие вот невеселые мысли. На месте украинцев я бы очень этот фильм Александра Роя не любил. Впрочем, режиссер ведь художник, он показывает правду как он ее видит. На это не обижаются.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments